Ты один мне поддержка и опора?

Опубликовано: 04.04.2014

Стоит только заглянуть в компьютер  на странички обсуждений в социальных сетях, как можно сразу же составить мнение о грамотности, а вернее безграмотности нынешних школьников и студентов. Грамотные, правильно построенные выражения, лишенные жаргонных словечек и молодежного сленга, снабженные запятыми и другими знаками препинания в тех местах, где им предназначено быть правилами пунктуации,  становятся большой редкостью, практически единичными явлениями, исключениями из правил среди огромного потока безграмотных текстов.

Почему же современная молодежь совершенно пренебрегает правилами орфографии?  Я уж не говорю про пунктуацию - знаками препинания многие молодые люди перестали пользоваться за ненадобностью уже давно. Внимательно всмотритесь в комментарии, высказывания  молодых людей, учеников школы - их Интернет-послания строятся по принципу «как слышится, так и пишется», при этом высказывания обильно сдобрены разнообразными сленговыми выражениями или… ненормативной лексикой, причем, современную молодежь ничуть не смущает, что читают их тексты  не только знакомые, а, возможно, ближайшие родственники или педагоги.

В чем же причины безграмотности детей и подростков?  Попробуем разобраться. Ведь поскольку  свойство детей расти и взрослеть никто не отменял, то в дальнейшем это перерастет в безграмотность взрослого населения.

«Засорение  речи отравляет движение  ума»

По отношению к нашему государству здесь возникает парадоксальная ситуация. С одной стороны, на рынке труда являются востребованными грамотные, коммуникабельные, инициативные специалисты, а с другой – быть  грамотным  сегодня совершенно  не  модно.  Ведь для того чтобы постигнуть разные науки и разобраться во всех тонкостях русского языка, нужно прилагать большие усилия. Нынешний ученик школы или студент вуза старается двигаться по пути наименьшего сопротивления: зачем быть грамотным, если текстовый редактор Word с успехом исправит не только грамматические, орфографические, пунктуационные, а даже и стилистические ошибки;  зачем изучать грамматику, если модно говорить и писать «превед», «канешна», «пожалусто», «медвед», «делаеш». Сегодняшние подростки, молодежь общаются посредством телефонных СМСок или посланий в компьютерных  соцсетях. Читать с экрана сложно, а в чатах еще и строчки быстро движутся. Поэтому главным при таком общении является немедленный ответ, а ценность грамотности сведена на нет. В большинстве форумов вообще  считается дурным тоном указывать друг другу на ошибку.

Стоит задуматься, насколько пагубно влияет на молодые умы тенденция использования весьма модного в последнее время  «падонковского языка», при котором слова коверкаются, умышленно пишутся и произносятся неправильно: «жесть», «ржунимагу», «аффтар жжет ни па детски», «кросафчег» (опять срабатывает правило, как слышится, так и пишется,  не нужно напрягать извилины мозга, чтобы оставить готовый комментарий в социальной сети).

А сколько жаргонных слов проникло в нашу речь, и опять же наиболее восприимчивы к таким фразам, выражениям, словам представители  молодого  поколения.  Стараясь  сделать свою речь экспрессивнее, ярче, они щедро сдабривают свои высказывания новомодными словечками. Главное - не выглядеть «белой вороной» среди своих сверстников, блистая грамотной речью, великим, могучим русским языком. И мы уже спокойно относимся к таким словам и фразам своего ребенка, а иногда сами в разговорной речи активно используем их.

Общеупотребительность некоторых слов даже смущает: «отстой», «улет», «прикинь», «прикол», «прикалываться» (синоним «шутить), «зависли» (в значении «находиться где-либо») и многие другие. Общеизвестным является тот факт, что засорение речи сленговыми словами  отравляет движения ума и сердца, подобно высокому уровню токсичности, сильно загазованному воздуху, отучает человека думать. А использование современного сленга не только стимулирует безграмотность, но и поощряет её. Учителя русского языка и литературы отмечают, что при написании сочинений и изложений  ученики нередко используют жаргонные слова и выражения, уже считая их  лексикой нормативной, нейтральной и общеупотребительной.

Психолого-педагогические причины неграмотности современных школьников

Казалось бы, с одной стороны образовательная  программа по русскому  языку  с  каждым годом модернизируется и усложняется, меняются методы обучения, активно используются новые технологии, на этом фоне должны наблюдаться благоприятные перемены в грамотности учеников школы и студентов. Но, несмотря на всяческие нововведения,  дети допускают рекордное число ошибок. 

В исследовании, проведенном в 2000 году в рамках программы Program for International Student Assessment (PISA), изучалось чтение и грамотность 15-летних учащихся  32 стран. Наиболее грамотными были признаны учащиеся: Финляндии, Канады, Новой Зеландии, Австралии, Ирландии, Кореи, Великобритании, Японии, Швеции, Австрии (1-10 места). Французские школьники заняли 14-е место, американские — 15-е, испанские — 18-е, итальянские — 20-е, немецкие — 21-е, школьники России оказались на 27-м месте. Замыкали список учащиеся Мексики и Бразилии. Если еще учесть, что исследование проводилось среди 15-летних подростков (то есть  учащихся 9-10-х классов, в которых, по логике, не должны учиться полностью неграмотные ребята), то каков же на самом деле уровень грамотности среди молодежи (и не только среди молодежи) в нашей стране? К сожалению, уже никого не удивляет многообразие ошибок даже в печатных текстах (книги, газеты, журналы), которые остаются, несмотря на встроенную в компьютерные программы проверку правописания. За последние десятилетия все к этому привыкли и  успокаивают себя ссылками на сложность  русского языка.

Сложность в освоении грамоты школьниками заключается в том, что в русском языке нет взаимно однозначного соответствия между звучанием и написанием слов. При этом известно, что писать надо не так как слышится, а в соответствии с принятой графикой изображения и правилами написания. Хочется вспомнить советское образование, когда учебные программы начальной школы до середины 80-х годов прошлого века строго следовали этому принципу: детей сначала знакомили с буквами и правилами, по которым из них складываются слова и далее — с правилами построения предложений и написания текстов. Зрительный метод обучения был нацелен на то, чтобы дети привыкали писать так, как видели, а не так, как слышали. Чтению учили так же наглядно, посредством составления из букв слогов и слов, и далее составления из слов предложений. В результате  подавляющее большинство учащихся выпускных классов обычных общеобразовательных школ писало экзаменационное сочинение, делая на 10 страниц текста не более 2-4 ошибок (сегодня таких результатов достигают отдельные учащиеся гимназий, а про общеобразовательные школы и вообще говорить не приходится). Однако этот метод обучения был признан неправильным, и были разработаны учебные программы, в основу которых был положен звуковой анализ речи (фонематический).

Современные программы, основанные на фонематическом методе, обучают, в первую очередь, звуковому анализу речи, определению звукового состава слова. Только после этого детей знакомят с буквами и показывают, как переводить звуковой образ в буквенную запись, то есть обучают детей писать так, как они слышат. И после этого мы удивляемся повальной неграмотности.

Однако ни педагоги, ни психологи не подвергают сомнению качество учебной программы, но единодушны в том, что причина неграмотности — в недостатках развития фонематического слуха современных детей. Миф о том, что фонематический слух абсолютно необходим при обучении чтению и грамотному письму, так утвердился за последние 20 лет, что уже никто не подвергает это положение сомнению, хотя грамотность детей продолжает желать лучшего и,  безусловно, падает. 

Малограмотных  людей в нашей стране  становится все больше, и уже теперь это большинство устанавливает правила  русского языка. В 2009-2010 учебном году вступил в силу приказ Министерства образования и науки, устанавливающий новый  перечень словарей и справочников, отражающих  нормы  современного русского языка. Лингвисты поясняют: язык – живая система, мобильная и меняется быстро. Мол, нельзя быть консервативным, пусть это средство человеческого общения развивается себе  во все стороны, а мы будем фиксировать эти изменения и следовать им. И вот уже  по новым нормам  оказывается, что «чернОЕ кофе», «дОговор»,  «йогУрт» - не ошибка.

О том, каковы причины безграмотности современных школьников,  я побеседовала с учителем русского языка и литературы Мытской средней общеобразовательной школы Г.В. Железцовой. Вот ее рассуждения по этой проблеме:

«Проблема с грамотностью у школьников сейчас стоит очень остро. Одной из основных причин падения таковой, по моему мнению, все-таки можно назвать всеобщую компьютеризацию. Зачем самому думать над написанием сочинения, если за несколько минут готовый вариант на любую тему предоставит интернет. На фоне этого современные дети совершенно разучились рассуждать, грамотно излагать свои мысли. И программа русского языка в этом плане тоже тому способствует. Теперь ученики пишут небольшие сочинения - не более 150 слов - после прочтения какого-либо текста, где школьникам нужно обозначить одну из проблем данного текста и привести два-три аргумента в доказательство своей мысли на основании художественных произведений  или из собственного опыта. А вспомните, какие требования  были  к написанию сочинений в академической программе, сколько рассуждений, различных аргументов, опираясь на анализ художественного текста, приходилось приводить в своем творении.

Проблема  безграмотности возникла еще оттого, что учащиеся стали мало читать. Тесная взаимосвязь русского языка и литературы безусловна. Когда человек читает, мало того, что у него работает зрительная память, он размышляет, у него возникает собственное мнение, дается оценка поступков персонажей, соотносятся свои поступки с поступками героев. И если буквально десять лет назад  в сочинениях учащихся  можно было найти живые эмоциональные рассуждения, отражающие характер самого ученика, то в последние годы  я вижу только стандартные сочинения, которых много в интернете. Зачастую ученики не могут не только написать сочинение, но и грамотно построить ответ на простой вопрос.

Часы на изучение русского языка и литературы постоянно сокращаются, что  сказывается на усвоении материала по русскому  языку».

Я поинтересовалась у педагога: а что же нужно делать, чтобы повысить грамотность? Галина Владимировна посоветовала с детства прививать любовь к чтению художественной литературы.  Ведь правильное чтение во все времена было залогом правильного письма.

Несмотря на сложившиеся непростые условия, учителя-словесники продолжают заниматься своим благородным делом  повышения грамотности учеников по принципу «кто, если не мы», и в этом непростом деле им  обязательно должны помогать родители школьников.

Да, язык – живой организм,  это верно. Но тогда и относиться к нему нужно, как к живому: не препарировать, не ломать, не обижать. Культурная и богатая нация не может иметь бедный язык. Чем больше в нем сложностей, нюансов, тем он богаче. И всегда нужно помнить мудрые слова К.Д. Ушинского: «Язык не только выражает собой жизненность народа, но есть именно сама эта жизнь. Когда исчезает народный язык – народа нет более!»

Материал подготовила  Ольга ТАРАСОВА.

Просмотров: 1103