С легкостью управляет тяжелой техникой

Опубликовано: 04.04.2014

2014-03-26 24 1О том, что профессии разные нужны, что все они важны – мы слышим с детских лет.  Однако при определении  молодыми своего будущего в современном мире  прослеживается тенденция выбора более престижных, не обремененных физическим  трудом  специальностей.  И это действительно так, все чаще юноши и девушки выбирают свою дальнейшую трудовую стезю  исходя не из пристрастий, а ориентируясь на   моду, на настойчивые советы родителей  или размеры их кошелька.  Престижные, по их мнению, специальности  (менеджер, экономист, юрист и т.д.) в итоге оказываются не востребованными на  рынке труда. Выбор же рабочей профессии часто воспринимается всеми  как  последняя запасная возможность. А  ведь на самом-то деле это зачастую первая ступенька  к  тому, чтобы  стать высококлассным сварщиком, токарем, механизатором.

Ни для кого не секрет, что сегодня предприятия борются за хороших специалистов рабочих профессий, причем даже  без опыта работы, предлагая им  сразу  неплохой заработок. Тогда как у выпускников вузов отсутствие стажа – серьезная преграда при трудоустройстве по профессии. К тому же зарплата начинающего юриста или менеджера в разы меньше, чем, к примеру, у квалифицированного токаря, слесаря…. И в ожидании хорошего, перспективного места или помощи высокопоставленных родственников, знакомых  многие просто стоят за прилавками  лотков, магазинов. Иногда так и работают  тут долгое время, теряя полученные знания по выбранной когда-то профессии. А если обратиться к статистическим данным Центра занятости населения,  то  можно  проследить закономерность - специалисты с высшим образованием  практически не востребованы. Зато нужны крановщики, грузчики, сварщики, электрики, водители, доярки, трактористы.… 

Сегодня мне  хочется рассказать о человеке, который  выбрал много лет назад делом своей жизни профессию механизатора широкого профиля.   Это житель поселка Верхний Ландех  Алексей  Борисович  Уткин.

Трактористом – бульдозеристом  был и его отец Борис Александрович, и старший брат Александр. Можно сказать, такая  небольшая  семейная династия Уткиных.  Управляться   с,  казалось бы, тяжелой, грозной с виду  техникой, по мнению  Алексея,  не так уж и сложно. А  он знает, что говорит -    за плечами довольно солидный стаж работы, начиная с 1985 года, а если  посчитать годы службы в армии - и того больше. Но обо всем по порядку.

Родом  Алексей Уткин  из села Беклемищи соседнего Пестяковского района. Родители Серафима Павловна и Борис Алексадрович были простыми деревенскими людьми, воспитывали двоих сыновей. Еще в Беклемищах, в совсем маленьком возрасте Алексей впервые познакомился с железным конем – бульдозером С100, которым ловко управлял отец (он трудился в Верхнем Ландехе в престижной на тот момент организации ММС, что позже была переименована в ПМК №2 «Ивановомелиорация»).  В  Верхний Ландех Уткины  переехали, когда Алексею  исполнилось 8 лет, их семье дали квартиру от организации.  Почти все свое свободное время и  каникулы  мальчуган проводил в кругу механизаторов, часто помогал отцу чинить трактор и катался вместе с ним по  рабочим объектам. Права тракториста  III класса получил еще в школе. А после её окончания успешно учился в  Верхнеландеховском СПТУ № 28, где получил  водительские права.  Служба в армии проходила в войсках  ВВС в Иркутской области  и  тоже была  связана  с  любимой  техникой.  После «учебки»  на протяжении почти двух лет молодой боец  работал на  скрепере МОАЗ на автоходу с тракторным оборудованием. Обслуживая летный аэродром, солдаты  занимались  строительством  капониров - защитных сооружений для самолетов.

После службы в армии вернулся домой. Недолго думая, устроился на работу в ПМК, где трудились и родители,  и брат. Так с 1985 года и началась трудовая деятельность молодого человека. Сначала в течение года работал  в  дружной бригаде  скреперистов на знакомой армейской технике.  Решение пересесть на  гусеничный трактор было не спонтанным, обдуманным. Работы было много, процветающая организация мелиораторов занималась  не только осушением болотистых  территорий, а еще и строительством мостов, дорог.  Без тяжелой техники  никак не обойтись, потому и профессия тракториста была в почете, зарабатывали хорошо.

«Работали бригадным подрядом, - вспоминает  мой собеседник, - в чести были взаимовыручка,  доброе отношение и поддержка  друг   друга». В совершенстве узнать тяжелую технику  ДТ-75, Т-130, Т-150 и другие модификации тракторов  помогли отец, брат, товарищи, которые  работали   вместе бок о бок. Все, казалось  бы, шло своим чередом и   складывалось хорошо: работа по душе, дружная молодая семья, маленькая дочка, тут и своего  жилья  дождались. Но грянули времена перестройки, потихоньку начала распадаться некогда крепко, основательно стоящая на ногах, мощная организация ПМК.  Настали  тяжелые времена для всех. В этот сложный период Алексей пробовал себя и в других профессиях,  недолго трудился в ЖКХ, даже  был некоторое время пекарем. Семью  необходимо было содержать: родился второй   ребенок - сын,  а  здесь зарплату   практически  не платили.  И  Алексей, по  примеру  других   земляков, стал ездить на заработки в Москву. Там посчастливилось устроиться официально в строительную организацию «Моспромстрой» на знакомый  гусеничный трактор   ДТ-75, там он трудился  с 2003 года на протяжении 6 лет, объездив на железном коне  практически всю столицу.   Волна реорганизаций, захлестнувшая всю страну, дошла и до центра. Строительную организацию расформировали, была предложена другая работа, но мужчина  приехал домой. Опять  остро встал вопрос трудоустройства - в поселке работы нет, а если и есть, то нет достойной зарплаты. 

Здесь, как нельзя вовремя,  кто-то из близких посоветовал обратиться в дорожную организацию «Дормострой» города Иваново. Там, увидев послужной список  квалифицированного специалиста,  взяли его на работу в качестве тракториста - бульдозериста тяжелой машины Т-180, где он трудится с 2009 года и по  настоящее время.  Дорожная организация работает по всей Ивановской области, строит дороги, мосты, переезды. «Долгое время, - говорит Алексей, - работали на  Кохомской развязке окружной кольцевой дороги вокруг города Иваново, на данный момент занимаемся строительством моста в Пучежском районе». 

Люди-труженики всегда отличаются скромным нравом, это можно сказать и моем собеседнике.  А между тем, помимо всех профессиональных достоинств, Алексей  веселый и жизнерадостный человек, прекрасный семьянин. Супруги Уткины живут дружно, в мире и согласии, вместе они воспитали двоих детей (старшая дочь живёт в Шуе, у неё своя семья, сын проходит срочную службу в армии).  Алексей страстно увлечен рыбалкой, в свободное время любит что-то мастерить  по  хозяйству. С  женой Татьяной они содержат большой сад, занимаются  огородничеством, цветоводством.  Причем, муж с большим удовольствием и желанием поддерживает увлечение своей спутницы жизни  цветами, помогает обустраивать клумбы, украшать сад. Сделал беседку для отдыха, выложил дорожки плиткой, которую отливал самостоятельно. Даже подумывает об обустройстве фонтана.

В  ходе  нашего  разговора  я поинтересовалась у укротителя тяжелой, грозной техники, какими, по его мнению, качествами и навыками должен обладать человек, желающий освоить эту довольно сложную профессию?  На что Алексей с улыбкой ответил: «Просто надо любить свою работу и делать все с желанием». А работа действительно не их легких,  очень ответственная. Тракторист обязан обладать  не только знаниями об устройстве трактора, его техобслуживании и ремонте,  но и иметь физическую силу, выносливость, хороший объемный глазомер и слух, а также быть дисциплинированным. Ведь во многом начало любого объекта зависит от правильной планировки территории, которую как раз и делают бульдозеристы. Бульдозер, благодаря высоким тяговым качествам, маневренности и имеющемуся набору навесных рабочих органов, является весьма универсальной машиной,  относится к землеройно-транспортной технике. В рабочем режиме он разрабатывает грунт отвалом, расположенным спереди машины, и после образования перед отвалом призмы земли перемещает ее волоком по рабочей поверхности к месту отсыпки. Основное применение бульдозеров – возведение насыпи дорог и плотин, отрывка котлованов, засыпка ям, планировка откосов дорожного полотна и многие другие земляные работы. Квалифицированный специалист должен уметь выполнять срезание, перемещение, разравнивание отсыпного грунта, планировку площадки, засыпку траншей, сгребание снега и другие работы.  Необходимо отметить, что в отдельных случаях это, прямо скажем,  ювелирная работа.

Сегодня  Алексей Борисович  Уткин отлично владеет своей техникой, знает её,  как свои пять пальцев. Может любую деталь  разобрать и собрать с закрытыми глазами. Конечно, как и любая другая профессия, профессия тракториста откладывает определенный отпечаток на общее самочувствие, здоровье человека.  Так, признается Алексей,  побаливает спина, был такой период времени, что даже хотел уйти с трактора,  пересесть на машину, но не отпустили, ссылаясь на то, что некому работать. «Молодежь, - с сожалением отмечает бульдозерист со стажем, - если и приходит на работу, то стремится  сесть за руль автомобиля, на  другие  импортные   модификации, но  не на тяжелую технику.  А зря, труд тракториста-бульдозериста всегда востребован,  уважаем среди знающих людей, руководства, и, в большинстве случаев,  достойно  оплачиваем.  В копилке А.Б. Уткина есть, конечно же, и Благодарственные письма, и Почетные грамоты за добросовестный труд, ответственное отношение к работе, материальные вознаграждения.     Значимость своей профессии он понимает, только вот сетует на то, что у молодого поколения она  не пользуется популярностью. «А ведь, по большому счету, не могут же все быть юристами, артистами, экономистами,  – говорит мой собеседник, -  надо кому-то и черновую работу выполнять, на земле-матушке работать».

Ирина  ЗАЙЦЕВА.

Просмотров: 1097