Современный директор школы, его проблемы и успехи

Опубликовано: 14.10.2015

Без учителя не было бы ни всесильного политика, ни прославленного героя: каждому из них двери в жизнь распахнул когда-то учитель. Проходят годы, меняется жизнь, внося коррективы в учебно-воспитательный процесс. Как живёт новая школа в 21?м веке? Об этом  и немного  о личном  наш разговор  с директорами  Мытской и Верхнеландеховской средних общеобразовательных  школ А.В. Романовым и М.Г. Лещевой накануне профессионального праздника.

2015-10-02 40 9А.В. Романов, в должности директора работает 10 лет.

- Алексей Викторович, Вы возглавляете школьный коллектив много лет. Нашим читателям интересно узнать, какие изменения произошли в деятельности директора школы?

- Если говорить о руководителе школы, то его должностные обязанности изменились кардинальным образом. Сегодня директору школы недостаточно быть ответственным, инициативным человеком с дипломом учителя, необходимы дополнительные знания по ведению хозяйства, по управлению школой. Поэтому в 2012 году всем нам - руководителям школ области  пришлось пройти профессиональную переподготовку по программе «Образовательный менеджмент» в НовГУ, чтобы  получить специальность менеджера, управляющего финансами, кадрами, ремонтами.

- Задач у руководителя множество. Но приоритеты, очевидно, расставлены. Каковы они?

- Одна из приоритетных задач руководителя - подготовка необходимых условий для проведения образовательного процесса, оснащение школы необходимым оборудованием. Наверное, об этом говорю в первую очередь потому, что в августе происходит ежегодная приёмка школ к началу учебного года. Ответственный момент в жизни директора. Наша школа относится к этому со всей ответственностью. Трудятся в течение лета и педагогический коллектив, и учащиеся школы, чтобы территория и школьные кабинеты выглядели обновлёнными, уютными. Мы не позволяем себе говорить, что средств выделено недостаточно. Их достаточно не бывает, но делаем, что необходимо, находим возможности. Это, в первую очередь, помощь родителей. Это и сотрудничество администрации школы с нашим бывшим выпускником С.В. Кабановым, с пониманием относящимся к нашим проблемам. Это и добрые отношения с директором ОАО АК «Якутскэнерго» О.В. Тарасовым. Ну и, конечно, оказывают большую помощь и сами педагоги.

- Алексей Викторович, почему Вы выбрали профессию учителя? 

- Я вырос в учительской семье: бабушка и мама были учителями Мытской школы. Поэтому с профессией учителя знаком с детства. Любовь к детям, радость от общения с ними передалась, видимо, и мне. Поэтому по окончании школы решил продолжить педагогическую династию. 

- Как Вы чувствуете себя в роли директора? 

- В роли директора чувствую себя комфортно и уверенно, переполняет чувство гордости и радости, что работаю директором в той же школе, где преподавали мои бабушка и мама. Всем хорошим, что есть во мне, обязан им. 

- Каких перемен Вы ожидаете? 

- В настоящее время школа ждет перемен, конечно же, в лучшую сторону, так как наше Правительство во главе с Президентом  уделяет большое внимание образованию. Наша школа  активно включилась в работу по внедрению предлагаемых инициатив в жизнь. Одним из главных направлений  сегодня школа считает работу по внедрению ФГОС в учебный процесс в 5-9 классах.

- Что представляет собой школа сегодня? 

- Сегодня школа стремится идти в ногу со временем. Пополняется материальная база, успешно внедряются новые современные технологии, меняется инфраструктура школы, огромное внимание уделяется качеству обучения и воспитания школьников. Педагогический коллектив стремится делать так, чтобы для любого ученика школа стала территорией успеха. 

- Какой бы Вы хотели видеть школу завтрашнего дня? 

- Какой видится  мне школа завтрашнего дня? Прежде всего - это школа радости, школа сотрудничества: ученик - учитель - родители. Школа с мощной материальной базой и учителями-профессионалами, способными просчитывать результаты своего труда, создавать свою собственную педагогическую концепцию, в основе которой лежит вера и в себя, и в реальную возможность развития личности школьника. 

- Всё ли, что было запланировано в работе, удалось воплотить на сегодняшний момент? 

- На сегодняшний момент удалось многое. С гордостью могу сказать, в школе работает коллектив единомышленников, стабильный, работоспособный, высококвалифицированный. Каждый учебный год отмечен тем или иным интересным событием. Это конкурс «Учитель года»,  совместные мероприятия учителей и учащихся, дни самоуправления, соревнования учителей и детей и многое другое. Пополняется материальная база, повышается качество образования. Но вместе с тем ещё много нерешенных проблем, и мы все вместе стараемся  их преодолевать. Учим детей и сами учимся многому новому, чтобы шагать в ногу со временем. 

- Какими качествами, по Вашему мнению, должен обладать учитель сегодня?

- Считаю, что современный учитель должен быть мастером своего дела, интеллигентным и эрудированным человеком, но самое главное – он должен по-настоящему любить детей, заставить каждого из них посмотреть на мир глазами хозяина нашей большой планеты, разбудить в каждом ребенке творческую личность. 

- Какие качества в человеке Вы считаете самыми важными? 

- Самыми важными качествами в человеке считаю доброту и милосердие, порядочность и честность. 

- Ну и в завершении разговора - Ваши пожелания накануне Дня учителя.

- День учителя - праздник  всех, ведь все мы являемся где-то и когда-то либо учениками, либо учителями. Иногда меняются роли. И поэтому своим учителям и ученикам я хочу сказать: «Ответственность за свой выбор мы делаем сами: учителя — за организацию своего образовательного пространства, ученик - за реализацию своих возможностей». Всем — и ученикам, и учителям — хорошего настроения, благополучия.

2015-10-02 40 8М.Г. Лещева, работает директором школы 6  лет.

- Марина Геннадьевна, почему Вы выбрали профессию учителя?

- Примером для подражания была моя сестра и двоюродные сестры-педагоги, которые дарили детям не только знания, но и частичку своего сердца! Я никогда  не представляла  себя в другой профессии. И никогда не пожалела об этом.

- Сколько лет Вы работаете в школе? А директором?

- Мой педагогический стаж -  20 лет. Директором  школы работаю с 2009 года. И всё началось и продолжается  в Верхнеландеховской школе.

- Что Вам помогает в этой нелегкой работе?

-По большей части - моя семья. Так как муж и сам педагог, он  понимает всю серьезность моей работы, понимает «кухню» школы. Также я до сих пор общаюсь со своими однокурсниками, которые работают учителями и директорами. Это очень помогает мне.

- Как Вам удается совмещать заботы мамы, учителя и директора?

- Своего сына  я всегда стараюсь не обделить вниманием.  Знаю, как нелегко детям учителей. Директором быть трудно. Эта должность ко многому обязывает. Каждодневно приходится решать массу разных вопросов. На руководителе лежит огромная ответственность за все происходящее в школе. Со всеми заботами и проблемами мне помогает  справляться  коллектив школы. Нас 35 человек,  из них 15 педагогов, которые  каждый день стараются  создавать  творческую атмосферу на уроках, хранить добрые школьные традиции, уважать мнение каждого человека: большого и маленького, учителя, родителя, ребенка.

- Где Вы черпаете вдохновение и силы?

- Источники моего вдохновения, опять же,  -  моя семья, а также коллеги и учащиеся. Конечно, работа выматывает, особенно – недостаток общения с детьми и их отлынивание от учебы. Также всевозможные жалобы и конфликты с родителями. Выматывает питье человеческой энергии, когда приходят люди с агрессией. А еще - составление множества отчётов: бумажный поток в современной школе похож на сход снежной лавины. При этом я  выбираю спокойные методы общения: обговорить, выслушать, понять. Стараюсь  ко всему  относиться  с предельным терпением и уважением.

- Посещение уроков и мероприятий у коллег для Вас есть мрачная необходимость или Вам самой интересно?

- Часто бывает интересно, особенно когда видишь новые формы работы, творческое горение коллег, интересные находки, успехи наших учащихся.

- Начался новый учебный год, какие новые проблемы он принес?

- Главная  проблема (и она уже не новая) в том,  что наша школа рассчитана на посещение 600 учащихся, но на сегодняшний день у нас обучается только 187 ребят, а финансирование рассчитано подушевое. Вот и считайте, что можно сделать на эти средства. А очень хочется, чтобы было всё, как требует сегодняшнее современное общество. А ещё очень хочу, чтобы дети берегли и ценили, что имеют, и сами проявляли инициативу, красивую и имеющую смысл  законченность. Любую хорошую идею можно поддержать, было бы желание у детей.

- На протяжении многих десятилетий учитель использовал в своём арсенале в основном  мел и доску. Как далеко шагнула школа в плане её оснащённости?

- Более современной становится школа по своей укомплектованности образовательными ресурсами. Радует практика оснащения всех классов оборудованием, необходимым для реализации федеральных государственных образовательных стандартов. Это интерактивная доска, проектор, компьютер. В школе есть чёткое представление о степени оснащённости каждого кабинета, с учётом этого осуществляется заказ на приобретение нового. Каждый новый день — новые задачи. Режим энергосбережения, счётчики воды, тепла и множество других, о которых мы уже говорили не  раз. А самое важное и первоочередное для меня и всего коллектива - это направить все свои способности, опыт  на организацию учебно-воспитательного процесса, на контроль за подготовкой учащихся к ГИА и ЕГЭ.  Думаем об этом 24 часа в сутки - изменения в этом направлении серьёзные. Ну и, конечно, воспитание умных, всесторонне развитых, достойных граждан общества - это то, ради чего когда-то мы пошли в профессию.

- Что бы Вы посоветовали молодым учителям, которые только начинают постигать мир педагогики, или тем, кто мечтает стать учителем?

- Учитель должен иметь свой стиль поведения. Должен быстро ориентироваться в любой ситуации, впитывать, как губка, советы опытных учителей.  В новых учителях хочется видеть особую надежду, верить в них. И чтобы, придя на работу в школу, они не разочаровывались сразу, а оставались и не уходили. Мне бы очень хотелось, чтобы престиж профессии учителя вернулся и занял заслуженное место в обществе, как это было раньше.

- Какими бы Вы хотели видеть  учеников вашей школы?

- Человечными.  Чтобы они любили свою малую родину, гордились ею.  Стремились к знаниям и имели свое «я». Выбрали профессию по нраву, а не за компанию с друзьями, как это бывает. Чтобы отдавались своему делу, самозабвенно работали и получали удовольствие.

- Каков Ваш главный совет родителям учеников?

- Любить, доверять и проверять.

- Спасибо, Марина Геннадьевна. А что бы Вы хотели пожелать учителям накануне их профессионального праздника?

- Здоровья, любви и творчества. Чтобы их любили и понимали, ведь какой труд лежит на их плечах! Наши учителя сегодня заслуживают уважения,  именно они  на протяжении  жизни отдают силы, время и здоровье на благо общества.

Вам, учитель, побольше улыбок,

В вальсе осени – солнечных дней,

А в тетрадях – поменьше ошибок,

И здоровья,  и счастья – полней!

Просмотров: 3254