Конкурс чтецов «Живая классика»

Опубликовано: 05.03.2014

6 17 280214В Верхнеландеховской средней общеобразовательной школе стало доброй традицией проводить конкурс чтецов «Живая классика». Стоит отметить, что это не только школьный конкурс, ежегодно, в течение уже трех лет, он проводится в России, а с некоторых пор стал и международным.

В 2014 году стартовал III Всероссийский и II Международный конкурс «Живая классика». В рамках конкурса участникам- учащимся 6-х классов образовательных школ предлагается прочитать отрывок из прозаического произведения российских и зарубежных писателей. Задача конкурса - объединить усилия учителей, библиотекарей, родителей для того, чтобы помочь детям поделиться друг с другом радостью открытия созвучного их собственным переживаниям литературного сюжета. Помочь найти в писателе интересного собеседника и советчика, встретить своих героев, которые станут для них эталоном; найти свои маяки и ориентиры, которые ребята пронесут через всю жизнь.

 Жюри, в которое вошли: директор школы М.Г. Лещёва, учитель русского языка, литературы, немецкого языка Т.П. Котунина, учитель английского языка Е.В. Шаповалова, должно  было  оценить участников по следующим критериям:

- выбор текста произведения,

- грамотная речь,

- артистизм исполнения,

- глубина проникновения в образную систему и смысловую структуру текста.

5 17 280214Поклонники литературного творчества и выразительного чтения собрались вместе, чтобы насладиться красотой и силой живого звука. Открыла конкурс Н.И. Наумова, заместитель директора, учитель литературы в 6 классе и организатор данного конкурса в школе.

На протяжении многих дней ребята учили текст (хотя по правилам конкурса можно было просто читать текст из книги), репетировали, делились друг с другом впечатлениями, советовались с учителем. В конкурсе приняли участие 6 учащихся: А. Артюхова, Р. Бабаев, А. Смирнова, И. Шамина, А. Шабанова, А. Солодова. Ребята сами выбирали отрывок из художественного текста. Оказывается, сделать этот выбор современному подростку становится с каждым годом труднее. Нужно не только отлично знать текст произведения, но и манерой исполнения  донести  до зрителя особенности  характера  героя, передать его внутренний мир.

Оптимистическое   начало конкурсу задала  И. Шамина. Она читала отрывок из произведения А.С. Пушкина «Дубровский». Ира тембром голоса и жестами старалась передать характер Кирилла Петровича Троекурова, старинного русского барина – художественное воплощение самодурства и самоуправства - и покорной дочери Маши (диалог Троекурова и Маши). Ира акцентировала  внимание на том, как барин принуждает девушку, влюблённую в разбойника Дубровского, выйти замуж за ненавистного ей князя Верейского. Крупный помещик, привыкший повелевать всей округой, убеждён, что любой человек обязан беспрекословно повиноваться ему. Его решение продиктовано исключительно семейным деспотизмом и полным неуважением к человеческому достоинству и чувству дочери.

Произведение, которое исполняла А. Артюхова, пронизано весёлым и жизнерадостным смехом. Это рассказ А.П. Чехова «Лошадиная фамилия». Предметом изображения становится мелкая деталь, частичка жизни героя: «У генерала-майора Булдеева разболелись зубы». Далее развёртывается целая история - никчемная, но удивительно важная для героев рассказа. Весь день обитатели дома мучительно вспоминали фамилию доктора, который заговаривал зубы. Помнили только, что фамилия «как бы лошадиная».  А настоящая фамилия Овсов лишь условно может считаться «лошадиной». Алёне удалось передать нервное напряжение героев, которые придумывали фамилии шарлатана – знахаря, перебирая самые разнообразные варианты. В зале в этот момент возникло  лёгкое оживление, на лицах появились  улыбки. Значит, Алёна своим прочтением смогла показать весь комизм и нелепость ситуации.

Сатирическую линию творчества А.П. Чехова  продолжил Р. Бабаев (А.П. Чехов «Толстый и Тонкий). Он цитировал сцену встречи Толстого и Тонкого. У героев есть имена – Порфирий и Михаил, но это словно бы не имеет значения.  Главное, что они Толстый и Тонкий. Это заменяет им имена и само по себе содержит информацию о том месте в социальном табеле о рангах, которые они занимают. Герои  вспоминают детские шалости из своего прошлого, и оба кажутся растроганными до слёз. Но как только Тонкий узнал, что его бывший приятель преуспел по службе и имеет две звезды, он побледнел, окаменел и начал заикаться. Рамазан изменяет голос, изображая то одного, то другого героя. Он старается донести до зрителей ничтожество, духовную бедность, готовность к самоуничижению «маленького человека».

Гармония человека и природы проходит лейтмотивом через всё творчество М.М. Пришвина. В его повестях и рассказах явления природы оживают, наделяются свойствами живого человека. Автор одухотворяет природу, а та, в свою очередь, влияет на судьбу героев. Нравственную суть взаимоотношений Насти и Митраши, главных героев сказки- были М.М. Пришвина «Кладовая солнца», старалась передать своим прочтением А. Смирнова.

Действие сказки-были происходит в 1943 году, во время Великой Отечественной войны. Дети недавно осиротели: мать умерла от болезни, отец погиб на фронте. Вслед за автором А. Смирнова вкладывает любовь в слова, которые характеризуют детей. Настя - «золотая курочка на высоких ножках, веснушки, как монетки, носик чистенький». Митраша – «мужичок в мешочке, в золотых веснушках, носик чистенький тоже, как у сестры». Дети заботились обо всех живых существах в хозяйстве. Настя занималась домашними делами. На Митраше лежало всё мужское хозяйство и общественное дело. Трогательно, с душевной теплотой и нежностью               А. Смирнова описывала тяжёлый труд детей. Сказка – быль пронизана оптимистической мыслью  о высоком назначении человека, о его ответственности за всё живое на земле.

Чувство сострадания и жалости  вызвал отрывок из  произведения  А.П. Чехова «Ванька», который прочитала А. Шабанова. Этот рассказ известен всей читающей России. Ванька Жуков, девятилетний мальчик-сирота, был  отдан в город  «в люди». Дома, в деревне, у него только дед, которому он пишет письмо, жалуясь на своё горькое житьё в ученье у сапожника. Над ним насмехаются подмастерья, его бьют и не кормят хозяева, ему не даёт спать хозяйский «ребятёнок». Конверт и марку он купил заранее. А о том, каким должен быть адрес, сидельцы из соседних лавок не рассказали – научили только опустить письмо в почтовый ящик. Тембром голоса, мимикой Аня старалась  показать безутешную и горькую жизнь главного героя. 

Зрителями на конкурсе были ученики 6 класса, также пришли семиклассники, которые в прошлом году стали победителями данного конкурса, и ребята из 5 класса, которым предстоит участвовать в «Живой классике»  в следующем году. Пришла поболеть  за своих бывших учеников и их первая учительница  Л.И.  Егоркина.

Конкурс завершён. М.Г.  Лещёва  поблагодарила ребят за минуты радости, которые они подарили всем присутствующим, и объявила победителей. Дипломы победителей конкурса  получили  А. Артюхова, А. Шабанова,  И. Шамина.

Дипломы за участие в конкурсе  были вручены  А. Смирновой,  А. Солодовой, Р. Бабаеву.

За  организацию конкурса «Живая классика»  грамота  была вручена  заместителю директора, учителю русского языка и литературы Н.И. Наумовой, которая, в свою очередь, поблагодарила ребят за то, что у них хватило терпения и воли  выучить прозаический текст, артистично выступить перед зрителями и просто за то, что они любят читать книги. Т.П. Котунина также поблагодарила ребят и дала совет, над чем ещё нужно поработать.

Победители школьного конкурса будут защищать честь школы на районном конкурсе. Пожелаем ребятам удачи!

Е. ШАПОВАЛОВА, руководитель МО учителей гуманитарного цикла Верхнеландеховской СОШ. 

Просмотров: 1714