Эта служба не опасна, но важна
-Алло, диспетчерская? - такими словами обычно начинается каждый поступивший звонок на пульт управления ЕДДС (единая дежурно-диспетчерская служба). Данная служба отдела находится в оперативном подчинении гражданской обороны и предупреждений ЧС районной администрации.
В преддверии праздника 8 Марта корреспондент газеты пообщалась с сотрудниками ЕДДС Верхнеландеховского района, здесь работает слаженный и дружный коллектив из представительниц прекрасного пола, стоящих на службе нашего района. Все они понимают ответственность перед задачей, которую несут, здесь нужно быстрое реагирование – медлительность считается пороком, нужно уметь взаимодействовать не только с народом, но и с различными службами (МЧС, пожарной, администрацией и другими службами содействия). Труд этих женщин невидим обычному глазу, это закадровые герои, которые каждый день спасают чью-то жизнь, жаль, что не все это понимают и ценят. Я побывала внутри «кухни», своими глазами увидела, насколько эта профессия важна, и подготовила для вас материал…
Утро в небольшом по периметру кабинете, обставленном компьютерами и телефонами, начинается с пересменки, доклада и обзвона всех спецслужб, с целью установления обстановки за прошедшие сутки и формирования актуальной сводки ситуации в районе, фиксируются имена дежурных, находящихся на посту, перекличка всех районов Ивановской области. Вся собранная информация анализируется и формируется в отчет. А уже в 9 утра подключается Москва и все остальные регионы - это не только центральная Россия, но и Дальний Восток, диспетчеры всегда самые первые узнают новости: где пожары, где наводнения…
В этот день дежурила Валентина Юрьевна Ошуркова, диспетчер, стоящий чуть ли не у истоков основания ЕДДС в Верхнеландеховском районе, наверняка она знает столько интересных историй! Я не удержалась и спросила: «Были ли в Вашей практике необычные звонки - поступления с нелепыми вопросами?»
- К нам обращаются по любой ситуации. И с перегоревшей лампочкой в подъезде, и с просьбой снять кошку с дерева. Какой бы вопрос ни поступил - у нас есть взаимодействующие службы, к которым уже мы обращаемся... – но шутки шутками, а все подобные ситуации вполне обычны и будничные, - подчеркивает Валентина Юрьевна, - здесь работают живые люди, которые все понимают.
- Как к вам поступает звонок, какой путь он проходит, прежде чем поступить на ваш пульт?
- Набирают 112, вызов идет на Иваново, там этот звонок принимают и нам сбрасывают карточку, и мы уже с взаимодействующими нашими службами дорабатываем, помогаем и работаем с людьми… Туда обращаются когда, допустим, пожар, ДТП. Мы еще работаем как и единая диспетчерская - у нас есть и обыкновенный телефон (2-14-51), но не все его знают, 112 легче запомнить…
-Какие самые частые обращения к вам поступают, и сколько их обычно?
- Звонки к нам поступают различные, больше всего обращений к сфере ЖКХ. Когда ураганный ветер, то может и полрайона отключить от электроэнергии, наша задача - людей успокоить. Звонят по заносу дорог. Сегодня у меня спокойный день, поступил только один звонок. В целом обращений много - все их нужно обработать и собрать в реестр, который потом передается в местное управление муниципального хозяйства. Где-то до 100 обращений в месяц бывает…
- Как Вам удается сохранить невозмутимость в стрессовой ситуации? Знаю, бывает так, что к вам звонят люди в неустойчивом эмоциональном состоянии, иногда очень тяжело сдержать себя, не ответить грубо.
- Диспетчер должен быть спокойным, хладнокровным, рассудительным. Бывает так, что отвечаешь на звонок, а там человек пытается выплеснуть на нас все зло. Сначала выслушиваешь, здороваешься, потом стараешься человека успокоить и пробуешь с ним беседовать. Если есть какая-то возможность ему сразу помочь, то мы помогаем, говорим, что сейчас позвоним во взаимодействующую службу и , допустим, в течение часа вам все сделают, например, с той же электроэнергией, расчисткой дорог… Нужно сразу понять, что я сижу на этом месте, я должна выполнять свою работу и не должна принимать эти эмоции на себя, главное, чтобы я поняла основой вопрос и приступила к взаимодействию. Позже люди успокаиваются.
Ранее в ЕДДС обращались и по медицинской теме, сейчас у них отдельный номер 103. Мне раньше приходилось все выспросить: кто позвонил, что произошло, сколько лет? На все это тратится длительное время, а потом все это нужно передать в медицинскую службу, поэтому мы рекомендуем сразу набирать 103 или 112, хотя это и наш район, но вызов сразу идет к взаимодействующим службам, если пожар, то карточка придет и мне, и в пожарную часть, я как контролер проверяю: выполняется взаимодействие или нет. Если ДТП или еще что-то, то полиция вызывается.
-Чем ЕДДС отличается от служб «101», «102», «103»?
- Эти службы специализируются только по узким направлениям. А единая дежурно-диспетчерская служба принимает звонки по любому поводу – начиная от покосившегося забора до ДТП, проблемы ЖКХ, или какой-нибудь аварии.
- Расскажите, пожалуйста, о вашем коллективе.
- Работает нас четверо, 4 женщины, смена оперативных дежурных длится 24 часа. Получается, что сутки мы работаем и трое отдыхаем, по очереди. Все мы уже в возрасте. Нам как раз и нужно тут работать, потому как в наших летах мы более спокойные, амплитуду высокую стараемся гасить сразу, у нас жизненный опыт, поэтому и проще общаться. На этом месте я с 2015 года. Валентина Николаевна Петрова работает с 2016 года. В 2021 к нам пришла работать Наталья Валентиновна Волкова, а в 2022 - Любовь Анатольевна Шоникова. Недавно из нашего коллектива ушла на пенсию «старожил» ЕДДС – Валентина Александровна Никитина, начала она свой путь здесь с 2009 года. Также на пенсию ушла и Галина Анатольевна Крылова, она работала у нас с 2010 года. А во главе у нас, конечно же, мужчина - Эдуард Владимирович Ларин, к нам он пришел в 2021 году. Коллектив у нас дружный, каждый год на 8 марта мы собираемся вместе и отмечаем.
- Вы чувствуете себя спасателем, в каком-то смысле?
-Да, взять даже занос дорог, тоже чувствуешь себя спасателем, бывает, что людям нужно куда-то выехать, а деревню занесло. Также и с электроэнергией, жители сидят без воды, потому как от электроэнергии у них работает скважина. Те же ДТП, люди помощи просят, вызываем и медицинскую службу. В тесном контакте работаем и с дорожниками, с Е.С. Бачиным, ему большая благодарность. Сразу откликается на любой вопрос, если что-то произойдет на дороге, то сразу помогает.
- А сами Вы когда-нибудь обращались на номер 112?
- Нет, никогда, я как-то решаю все вопросы сама.
В заключение нашего разговора, который состоялся в преддверии весеннего женского праздника, я задала Валентине Юрьевне еще несколько вопросов.
-Валентина Юрьевна, ваш коллектив женский. А как Вы думаете, что делает женщину женщиной?
- Материнство, улыбка, доброта… В нашем возрасте радуешься внукам. Следишь за собой; макияж, маникюр. Я никогда не приду на работу, пусть меня и не видят, в каких-нибудь шароварах или вытянутом домашнем свитере. Все мы стараемся приодеться, глазки покрасить, пусть даже и для себя.
- О чем, по- вашему, мечтает женщина?
- Женщина всегда мечтает о счастье, о том, чтобы на работе все дела были выполнены. Что еще счастье? Да по-моему, счастье – это все! Вот проснулся ты утром, светит солнце, а пусть и не светит, но ты уже счастлив. Главное - это хорошее настроение, а остальное все будет.
- А Вы когда-нибудь получали особый, памятный подарок?
- Нет, подарков-то таких и не получала как-то, но я рада и веточке мимозы.
После остановки диктофона я стала осматриваться вокруг, практически на каждом рабочем месте мониторы и телефоны, папки, журналы… Для чего они все? Мне стало это интересно, и я расспросила Валентину Юрьевну.
- Один компьютер стоит для службы 112, при поступлении звонка на пульт открывается карта с локацией, в спокойном режиме всегда открыт Верхний Ландех. На соседнем мониторе тут же открывается карточка для заполнения данных от звонившего.
Есть у нас и система оповещения гражданской обороны, если произойдет взрыв или еще что-то страшное, к нам поступит сигнал, он сразу же выводится на громкоговоритель, который установлен на нашем здании, при оповещении подключается весь район: Ландех, Симаково, Кромы и остальные населенные пункты… Если в лесу произойдет пожар, то его можно увидеть при помощи спутника, в режиме реального времени! Если летом температура будет зашкаливать, то эта информация также отображается на мониторе, и дежурному нужно предпринимать определенные действия.
На каждый случай выполняются свои алгоритмы действий, в которых, на мой неопытный взгляд, кажется, и запутаться легко. Существует мнение, что сюда можно прийти «с улицы», на самом деле все сотрудники – дипломированные, они проходили обучение по системе ЕДДС и 112 в учебно-методическом центре при МЧС г. Иваново. Это вам не просто отвечать на звонки, их труд неоценим, здесь нужно недюжее самообладание, собранность и спокойствие.
ЕДДС работает в Верхнеландеховском районе с 27.05. 2008 г., вначале был чисто мужской коллектив, первое время спрос был совершенно другой, еще и не все знали о такой организации, как ЕДДС. Со временем эта служба переросла в крупную структуру. Сегодня это хорошо оснащенное техническими средствами управление, с видеонаблюдением и телефонной связью, интернетом и оборудованием системы «112». Условия труда у диспетчеров соответствующие.
Я, как ребенок, продолжила расспрашивать Валентину Юрьевну: «Для чего это, а это зачем?» - все настолько интересно и недостаточно оценено людьми, что даже обидно становится. А ведь именно на хрупкие плечи работающих здесь женщин ложится колоссальная ответственность за наши с вами жизни, именно от них зависит грамотное и четкое взаимодействие всех служб в случае возникновения чрезвычайной ситуации, от которой не застрахован никто.
Приближается День 8 Марта, а вместе с ним и наш праздничный выпуск газеты, я благодарна сотруднику ЕДДС Валентине Юрьевне Ошурковой за интервью и небольшую экскурсию по штабу, что у нее хватило терпения отвечать на мои многочисленные вопросы.
В предверии праздника коллектив отдела ЕДДС поздравил начальник отдела ГО и ЧС администрации Верхнеландеховского муниципального района Эдуард Владимирович Ларин: «Поздравляю всех прекрасных сотрудниц с Международным женским днем! Весеннего настроения и мирного неба! Уютной атмосферы в доме, любви и теплоты в отношениях, уважения и доверия в коллективе, в любых ситуациях чувствовать себя уверенно! Достичь желаемого уровня жизни и профессиональных успехов, иметь все для радости и счастья!».
Коллектив редакции газеты присоединяется ко всем поздравлениям. С праздником, дорогие женщины!
Алёна ХАРЧЕНКО.
Просмотров: 110