Утверждены предельные индексы изменения платы за коммунальные услуги в муниципалитетах Ивановской области на декабрь 2022 года и на 2023 год

Опубликовано: 09.12.2022

С 1 декабря 2022 года в Ивановской области, как и во всех регионах Российской Федерации, изменились тарифы на коммунальные ресурсы. В регионе принят указ, определяющий предельный (максимальный) рост платы граждан за коммунальные услуги в муниципальных образованиях области с 1 декабря и на период с 1 января по 31 декабря 2023 года.

Правительством РФ для регионов установлен средний индекс роста совокупного платежа за коммунальные услуги с 1 декабря 2022 года в размере 9%, а с 1 января и с 1 июля 2023 года – 0%. Кроме того, установлено допустимое отклонение от среднего индекса, которое для Ивановской области составит 2%.

Согласно принятому указу и с учетом федеральных требований предельный (максимальный) рост платы в большинстве городов и поселков области с 1 декабря составит 11%, с 1 января и с 1 июля 2023 года – 0%. В Иванове, на территории Беляницкого и Коляновского сельских поселений Ивановского района, в городе Приволжск установленные предельные индексы с 1 декабря 2022 года превысят установленный средний индекс более чем на 2% с учетом реализации инвестиционных программ и соблюдения долгосрочных тарифов в рамках концессионных соглашений.

Обращаем особое внимание, что установленные указом предельные индексы не означают автоматически такой же рост всех тарифов для всех жителей повсеместно. Индекс изменения платы граждан – это величина изменения совокупной платы за коммунальные услуги, а не тарифа на конкретную услугу. То есть, рост тарифов на отдельные коммунальные услуги будет отличаться в зависимости от вида тарифов и поставщика услуг. Для подавляющего большинства граждан рост совокупного платежа за коммунальные услуги будет варьироваться в пределах от 8,5 до 11%.

Напомним, решение о переносе индексации тарифов с 1 июля 2023 года на 1 декабря 2022 года принято Правительством РФ как исключительная мера в сложных для страны экономических условиях. Также среди причин – резкий рост цен на строительные материалы, металлопродукцию, сырье и топливо, что не могло быть учтено изначально при формировании тарифов ресурсоснабжающих организаций на 2022 год. Индексация тарифов с 1 декабря позволит сгладить негативные последствия, вызванные ростом цен, и избежать скачкообразного подъема тарифов с 1 июля 2023 года. Также обращаем внимание, что следующие полтора года, то есть с 1 января 2023 года по 30 июня 2024 года, тарифы на коммунальные ресурсы и, соответственно, совокупная плата граждан за коммунальные услуги повышаться не будут.

Добавим, для малообеспеченных граждан на территории области действуют адресные меры поддержки при оплате коммунальных услуг. В соответствии с Законом Ивановской области от 28.03.2006 № 27-ОЗ «О вопросах предоставления гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в Ивановской области» субсидии предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг составляют более 22% от совокупного дохода семьи. За 9 месяцев текущего года такими мерами поддержки воспользовались 32,6 тыс. семей Ивановской области. Средний размер субсидии на одну семью составил 1764 рубля в месяц. На поддержку граждан из регионального бюджета с начала года направлено 518,6 млн рублей.

Разъяснения Департамента энергетики и тарифов по индексации размера совокупной

платы граждан за коммунальные услуги с 1 декабря 2022 года

  1. Департаментом энергетики и тарифов рассчитаны предельные (максимальные) индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Ивановской области.

Напомним, индекс изменения платы граждан – это величина изменения совокупной платы за коммунальные услуги, а не тарифа на конкретную услугу. На территории 117 муниципальных образований индексация совокупной платы за коммунальные услуги составит 11%.

В пяти муниципалитетах предлагается установить предельные индексы выше среднего индекса и допустимого отклонения. Так, в Иванове и Кинешме, на территории Беляницкого и Коляновского сельских поселений Ивановского района предельные индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги планируется установить в размере 11,5%, то есть на 0,5% больше, чем в среднем по области. Решение по этим муниципалитетам обосновано планируемым увеличением тарифов на услуги холодного водоснабжения на 11,5%. При этом, дополнительное увеличение месячного платежа за счет указанного роста стоимости услуг холодного водоснабжения по жилому помещению составят: по городу Иваново и в двух поселениях Ивановского района – не более 2 рублей, в Кинешме – до 2,75 рублей.

В городе Приволжск предельный индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги планируется установить в размере 13%, то есть на 2% больше допустимого отклонения. Такое изменение затронет только услуги водоотведения. При этом дополнительное увеличение месячного платежа за счет указанного роста стоимости водоотведения по жилому помещению в Приволжске составит до 5 рублей.

  1. Обращаем внимание, что средний тариф на услуги холодного водоснабжения для населения на территории Ивановской области составляет 43,35 руб. за куб. м. Средний тариф на услуги водоотведения - 35,44 руб. за куб. м. В Иванове, Кинешме, Приволжске, на территории Беляницкого и Коляновского сельских поселений Ивановского района действующие тарифы на холодную воду и водоотведение значительно ниже. Даже с учетом планируемой индексации они и в будущем периоде останутся ниже среднеобластных значений.
  2. В пяти муниципалитетах области изменение тарифа на холодное водоснабжение и водоотведение обусловлено тем, что в тариф «Водоканала» включены расходы на реализацию инвестиционных программ в сфере водоснабжения и водоотведения, которые позволят решить застарелые, копившиеся десятилетиями проблемы на территории этих муниципальных образований, в том числе в рамках заключенных концессионных соглашений. Так, в настоящее время «Водоканал» реализует три инвестиционные программы на территории Иванова и Ивановского района, в Кинешме и Приволжске на общую сумму более 340 млн рублей.

Отметим, износ сетей водоснабжения в Иванове по состоянию на начало текущего года составляет 55%, сетей водоотведения – 66%. В Кинешме ситуация сложнее: сети водоснабжения изношены на 69%, водоотведения – на 85%. В Приволжске износ сетей водоснабжения составляет порядка 75%, водоотведения – около 65%. В связи с этим, замена ветхих сетей является приоритетом работы Водоканала.

  1. В Ивановской области есть и такие муниципальные образования, где на сегодняшний день действуют самые высокие тарифы на тепловую энергию, услуги холодного водоснабжения и водоотведения. В таких муниципалитетах, как и в предыдущие годы, будет применяться «заморозка» тарифов. Напомним, с 2021 года «заморозке» подвергались тарифы на тепловую энергию для жителей поселка Ильинское, сёл Каминский, Михайловское, Острецово, Юдинка Родниковского района, а также отдельные тарифы на питьевую воду и водоотведение в Заволжске, в поселке Ильинское, селах Васильевское и Колобово Шуйского района, в поселке Пестяки.

Также вкратце напомним о правовых основаниях планируемого решения.

- Решением Правительства Российской Федерации в текущем году предусмотрено изменение совокупного платежа граждан за коммунальные услуги в июле и в декабре в отличие от предыдущих лет, когда индексация проводилась однократно. При этом в последующие полтора года – с 1 января 2023 года по 30 июня 2024 года тарифы на коммунальные ресурсы и, соответственно, совокупная плата граждан за коммунальные услуги изменяться не будут. Это решение обусловлено ростом цен в текущем году на строительные материалы, металлопродукцию, сырье и топливо, что не учитывалось в ноябре-декабре 2021 года при формировании тарифов на 2022 год.

Во исполнение решения федерального Правительства Департамент энергетики и тарифов приступил к расчету предельных (максимальных) индексов изменения совокупного платежа граждан за коммунальные услуги на период с 1 декабря 2022 года. Основанием для расчета является прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов и нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации.

В соответствии с этим документом при установлении тарифов на 2023 - 2025 годы на электро-, газо-, тепло-, водоснабжение, водоотведение и другие коммунальные услуги региональные органы регулирования должны учитывать равномерную компенсацию дополнительных экономически обоснованных расходов ресурсоснабжающих организаций, вызванных ростом цен в 2022 году на строительные материалы, металлопродукцию, сырье и топливо, не учтенных при установлении тарифов.

- Ожидаемый индекс потребительских цен за 2022 год составляет 13,9%, прогнозируемый уровень инфляции на 2023 год – 6%. С учетом этого предусмотрена индексация совокупного платежа граждан за коммунальные услуги с 1 декабря 2022 г. в России в размере 9%.

Однако, напомним, что распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.11.2018 № 2490-р предусмотрено право регионов устанавливать по отдельным муниципальным образованиям индексацию совокупного платежа граждан за коммунальные услуги с учетом предельно допустимого отклонения. В соответствии с указанным нормативным актом для Ивановской области эта величина составляет 2%.

Таким образом, величина изменения размера платы граждан за коммунальные услуги для Ивановской области с учетом допустимого отклонения с 1 декабря 2022 года составит 11,0% (9%+2%).

Законодательство также допускает, что по отдельным муниципальным образованиям размер индексации с 1 декабря 2022 года может превысить установленный индекс по субъекту Российской Федерации более чем на величину предельного отклонения. Основанием такого решения выступает необходимость реализации инвестиционных программ и соблюдения долгосрочных тарифов в рамках концессионных соглашений.

- Подчеркнем, предельные (максимальные) индексы являются своеобразным «потолком» повышения совокупной платы за коммунальные услуги в муниципальном образовании и не приводят к такому же росту тарифов для всех жителей повсеместно.

Предельные индексы отражают рост платы в жилом помещении с наиболее неблагоприятным с точки зрения роста тарифов набором коммунальных услуг. Так как рост тарифов на отдельные коммунальные услуги будет отличаться, например, в зависимости от вида тарифов и поставщика услуг, для подавляющего большинства граждан рост платежей будет варьироваться в пределах от 8,5 до 11%.

- Добавим, тарифные решения по всем видам коммунальных услуг, учитывающие установленные параметры и ограничения,  приняты до 1 декабря. Подчеркнем также, для жителей большинства муниципалитетов Ивановской области действуют льготные тарифы на тепловую энергию, горячее и холодное водоснабжение, водоотведение.

Для сохранения тарифов на льготном уровне разницу между ними и экономически обоснованными тарифами компенсирует региональный бюджет.

По разным тарифам эта разница составляет от 6 до 68%. В 2022 году в областном бюджете запланированы расходы на компенсацию межтарифной разницы в сумме более 1 млрд рублей.

Напомним также, граждане, чьи расходы на жилищно-коммунальные услуги превышают 22% от общего дохода семьи, могут обратиться в органы социальной защиты населения для получения субсидий.

Просмотров: 259