«Мои года – моё богатство»

Опубликовано: 03.05.2018

2018-04-06 14 1Казалось бы, избитые, всем известные слова из песни «мои года - моё богатство», а сколько в них скрыто смысла, жизненных перипетий, памятных событий, добрых дел, самоотверженного труда, приятных и не очень воспоминаний. У каждого из нас своя судьба, своя жизненная тропинка. И пусть они в чем-то схожи в рамках событийных вех нашей страны, но в большей степени все же индивидуальны.

Проходят дни, бегут годы. И с каждым мгновением она – жизнь - становится все милее, ценнее и желаннее. Особенно часто об этом говорят люди старшего поколения, на долю которых выпали неимоверные испытания, военное лихолетье и долгие годы жизни с её проблемами. «Потому-то и хочется пожить сейчас, когда все возможно, доступно, сытно и исполнимо при большом желании. Не подвело бы только здоровье», - говорит и наш сегодняшний собеседник, уважаемый житель села Мыт, ветеран труда Сергей Павлович Усов. 9 апреля он отметит свой достойный 80-летний день рождения.

Его история жизни нелегка, многогранна, с исторической стороны даже очень интересна. Она разнообразна, полна незабываемых воспоминаний из детства, трудовых достижений, достойна примера и уважения молодежи.

Детство в оккупации

Родился Сергей Павлович в белорусской деревеньке Якубово, недалеко от города Орша Витебской области. В многодетной семье участника финской войны, после которой хозяин семейства не мог ходить, воспитывалось 8 ребятишек. Детство маленького Сережи, его братьев, сестер омрачила Великая Отечественная война. Практически с первых дней нападения, как и другие населенные пункты Белоруссии, их родная деревня была оккупирована немецкими захватчиками.

Детская память нашего собеседника отчетливо запечатлела некоторые моменты жизни в оккупации. Например, как, сидя по трое человек на мотоциклах, немцы въехали в деревню, стали на правах хозяев занимать дома деревенских жителей. Летом семье пришлось ютиться в бане, к осени выгнали и оттуда. Сегодняшний юбиляр вспоминает: «Помню, как сейчас, дали нам старенькую лошаденку белой масти. Погрузив нехитрые пожитки и привязав к телеге корову-кормилицу, направили на железнодорожную станцию Орша для отправки в Германию. Но лошаденка по дороге сдохла. Добрались мы лишь до соседней деревни, где нас приютили родственники отца. Там и остались по пять семей в хате, что непрошенным гостям не приглянулась. Нам - маленьким детям, казалось, что жизнь была обычной: женщины работали в поле, в огороде. Других более или менее здоровых односельчан, в том числе и детей, что постарше, немцы отправляли работать на железную дорогу. Из одной из таких поездок старший 15-летний брат домой не вернулся. Он попал под колеса грузовика, хотел пораньше на ходу спрыгнуть». Тут наш рассказчик замолчал, сдерживая чувства, ведь все это происходило на его глазах – тогда совсем маленького мальчишки.

По его детским ощущениям, сначала отношение оккупантов к жителям было более или менее снисходительным, лояльным. Взрослые дядьки подшучивали над детьми, научили курить, давали выпивку. Новости с фронта узнавали по «сарафанному радио», да кое-что брат рассказывал, что слышал во время работы на станции. От него маленький Сережа узнал, что в Москве, чтобы не подпустить врага, строят баррикады. Так вот и они решили недалеко от местной пасеки соорудить живые загороди. Снесли ульи и перегородили дорогу, по которой ехали немцы. Когда мальца поймали, он им, что слышал, то и сказал: «Гитлер капут! Москву не сдадим». Досталось нашему герою по полной программе, чуть живого мать отбила его, потом долго выхаживала. Как выжил, сам не знает.

Еще одно воспоминание о войне твердо засело в голове: «Просыпаемся как-то ночью от жуткого звука. Увидели в окно, что амбар горит, где пленных содержали, мы рванули туда. Зрелище было жутким: со всех сторон пылал огонь, а из него выбегали горящие люди, которым мы даже пытались помочь, но нас, как котят, откидывали фашисты, смеясь в лицо.

Так в оккупации мы прожили три года. Когда немцев погнали прочь, они словно озверели - отступая, все жгли на своем пути. Так и нашу деревню-пристанище превратили почти в пепелище. От дома, в котором находились, одна печка осталась, смотря трубою в небеса».

Поколесил по ближним и дальним краям

Жизнь после войны шла непросто, но размеренно. После освобождения на разрушенной оккупантами земле, в деревне всё налаживалось тяжело и долго. Те, кто остался без жилища, пока погода позволяла, жили на улице, просто огородившись не хитрым забором. Потом, по мере возможности, из оставленных блиндажей, обгорелых бревен, другого подручного материала, строили, кто что мог. Некоторые рыли землянки. Всех детей определили в школу учиться.

Наш герой, как и другие дети, окончив четыре класса, пошел работать в колхоз. Выполнял разные работы, там же освоил трактор. Пришло время - забрали в армию. Службу нес в пограничных войсках на Дальнем Востоке. Служил кавалеристом, отвечал за содержание 20 лошадей. Работа была привычной, ладить с животными получалось еще с детства.

Там же, в суровом краю молодой парень встретил свою вторую половинку. Застава была не так уж велика, территория закрытая. Практически все друг друга знали. Будущая жена, уроженка деревни Юрино Мытской стороны, работала в местной школе учителем математики. Прибыла сюда по направлению после окончания вуза.

Молодые люди поженились в 1960 году. Поначалу место жительства решили не менять. На большую землю: в родную Белоруссию и на родину в Ивановскую область ездили в отпуск, благо он был большим, хоть и дорога домой занимала порядка двух недель. Но в 1964 году у Сергея Павловича умер отец - герой финской войны. В последний путь сын не смог его проводить, потому как с закрытой территории быстро добраться на материк, даже на самолете, который летал раз в неделю, не было никакой возможности. Может быть, эта личная трагедия вкупе с другими причинами и привела к решению покинуть дальние края и перебраться на жительство поближе к родным. К тому же первая дочь Татьяна уже подрастала.

По стечению обстоятельств на белорусских просторах не было работы для супруги, да и после войны там все еще царила разруха. Поэтому приехали сюда, к родителям, в местном райОНО учителя математики направили в Князьковскую школу. Тут и обустроились, по своей специальности Ираида Ивановна (в девичестве Кашникова) проработала до ее закрытия. Хозяин семейства трудился в колхозе «Дружба» на разных видах техники: трактористом, водителем грузовых машин. На своем любимом «Газоне» по бездорожью Сергей Павлович исколесил всю округу, ближние и дальние края. За многолетнюю безаварийную работу он имеет специальную награду - значок с удостоверением. Носит почетное звание «Ветеран труда», имеет много разных поощрений.

«А пожить в современном, устроенном мире так хочется…»

В село Мыт супруги Усовы перебрались, уже будучи на пенсии. По стопам матери пошли дочери Татьяна и Нина - они обе стали учителями математики. Живут сегодня рядом, в селе Мыт. Старшая уже на заслуженном отдыхе, поселилась в родительском доме. Младшая пока работает в Москве, воспитывает детей. Дочери во всем помогают и поддерживают. В прошлом году осуществилась давняя мечта Сергея Павловича - побывать в родных краях Белорусского полесья. «Поездку организовали внуки, впечатления потрясающие, - делится гордый дедушка, - до сих пор с радостью вспоминаю это путешествие в детство, юность».

Перелистав в памяти жизненные страницы, наш сегодняшний юбиляр говорит, что в жизни было всякое. Но все радости и горести супруги делили пополам, рука об руку они шли по жизни 43 года, вырастили достойно своих дочерей, которые подарили им четырех замечательных внуков – парней. Казалось бы, живи да радуйся. Но в 2003 году Сергей Павлович овдовел. «Помыкался около двух лет один, - сетует старшая дочь, присутствующая при нашем разговоре, - да и прибился к соседке напротив Г.В. Месиловой. Все лучше вместе старость коротать». Дети, и те, и другие, поддержали. Время летит, не успеешь оглянуться. За плечами у пары вдовцов уже 13 лет совместной жизни. Они достойные люди, труженики, добрые и отзывчивые соседи. Их дом всегда открыт, полон гостей. Всех здесь привечают и любят. Без дела эти люди сидеть не привыкли: летом - ягоды, грибы; зимой - поросенок, а то и не один, да другие заботы.

Любимое дело Сергей Павлович не бросил – по-прежнему крутит «баранку», только теперь своей старенькой, верной спутницы «копейки». По любому зову готов ехать куда угодно. Ремеслу вождения обучил и своих дочерей, сегодня они водители со стажем.

Вот таков он, наш сегодняшний юбиляр – ветеран труда, уважаемый человек, заботливый отец, дедушка и прадедушка, готовый всегда прийти на помощь любому, кто в ней нуждается.

Вот и получается, что простые вроде бы слова «мои года – мое богатство», а за ними целая жизнь в восемь десятилетий…

      

       Ирина ЗАЙЦЕВА.

Просмотров: 377