Находки займут достойное место в школьном музее

Опубликовано: 25.12.2017

2017-12-08 49 7Старые вещи могут выбросить. Бывает  и наоборот – они бережно сохраняются как свидетельства семейной памяти.  Но когда  эти предметы попадают в музей, они становятся частью общей истории, оживляют и согревают ее теплом людей, чьими судьбами и соткана     такая  история.

           М. Рашковецкий.

Краеведческий музей в Верхнеландеховской средней школе уже не один год выполняет главную свою задачу -  воспитание патриота, человека, небезразличного к истории и судьбе родного края, своей малой Родины. Музей создавался усилиями всего педагогического коллектива, учащихся школы, родителей, ветеранов Великой Отечественной войны, жителей села Верхний Ландех. Год за годом идет кропотливая работа классных руководителей школы со своими воспитанниками. На просьбу о пополнении откликаются и жители поселка, отдавая ребятам нехитрую старинную утварь. 

Влияние музея на ребят в данных случаях очевидно, совсем недавно они бы не обратили никакого внимания на разные там черепки да железки, а теперь видят в них предметы материальной культуры своего народа, место  которым в школьном музее.

В ноябре этого учебного года музей пополнился новыми экспонатами. Бывшая учительница школы,  ветеран педагогического труда Э.Н. Шумилова  передала в дар музею  электропрялку и скально - орудие перемотки пряжи и основания.     Особое место займет и старинная прялка, которую  нашли жительница поселка Г.М. Волкова и её внук Роман, учащийся 6 класса. «Добычу» принесли в музей, где вместе с учителем  определяли историческую ценность находки и решали ее дальнейшую судьбу. В школе  взрослым и детям стало интересно её происхождение. А Роману было предложено стать участником конкурса исследовательских и краеведческих работ «Моя малая Родина» в номинации «Интересная находка». В своей работе он подробно рассказал, как они с бабушкой нашли старую прялку среди разных вещей, покрытых пылью.

Вот отрывок из работы Романа:  «Из-под веников выглядывал какой-то предмет с длинными зубьями. Он был похож на крупную расческу. Я позвал бабушку, и она помогла мне достать этот необычный предмет. Она умело вставила так называемую «расческу» в ножку довольно широкой доски и сказала мне, что я нашел старинную прялку, а напоминающий расческу предмет называется гребнем. Она сама с интересом рассматривала  найденную вещь и радовалась, что старинная прялка нарядная, с узорами.

- Для чего нужна прялка? - спросил я бабушку.

– Она была раньше незаменимым орудием труда в крестьянской семье. На прялке пряли нитки. На донце сидели, а на гребень надевали кудель и пряли с помощью веретена, - объяснила она.

- Что за кудель? Что за веретено?- не унимался я.

- Кудель – это пучок избитой шерсти, а веретено - это деревянная точёная палочка, острая с обеих сторон и утолщённая почти в середине, на нее наматывалась пряжа. Помнишь, у Жуковского в сказке «Спящая красавица» царевна укололась о веретено и заснула мертвым сном? 

Мы осторожно сняли прялку с чердака, промыли чистой водой и на ее основании отчетливо проявились фигурки и узоры. Прялка  действительно  была красива!

- Бабушка, давай я отнесу мою находку в наш школьный музей! – предложил я.

- А давай! – радостно согласилась бабушка.

Не прялка, а настоящее произведение искусства! С какой любовью она сделана! Изучив узоры на прялке, мы с бабушкой предположили, что это городецкая прялка. Мой учитель тоже подтвердил нашу гипотезу. На сайте «Путеводитель по русским ремеслам»                    

(http://ru. russianarts. online/861-gorodeckiepryalochnye-donca/) в разделе «Городецкие прялочные донца» Нина Ивановна Наумова обнаружила фотографию прялки, идентичной нашей.

Вот что мы прочитали на веб-странице: «Особенности городецких прялок состояли в том, что городецкие мастера использовали морёный дуб для украшения донец. Крупные части изображений делали из вставок темного дуба, такие же круглые вставки-гвоздики служили для окаймления, а все остальные детали узора выполнялись резцом. В композиции будущего донца эти вставки - кони, птицы, мундиры солдат, фраки кавалеров, юбки и головные уборы дам - являлись центральными элементами. Дальше мастер намечал будущий рисунок, накладывая вырезанные фигуры на заранее подготовленное осиновое донце и очерчивая их карандашом. Композиция, как правило, располагалась в два-три яруса, разделенные резными орнаментальными полосами. По нанесенному контуру долотом выбиралась выемка на толщину вставок, которые крепились  дубовыми шкантами. Завершалась работа выполнением орнаментальных полос, объединяющих ритмичным геометрическим узором все части рисунка. Для украшения 7 «головки» донца сложился устойчивый тип композиции: фигура коня с одной стороны и птицы - с другой».

Таким образом, найденная нами прялка выполнена, вероятно, городецким мастером. Она инкрустирована мореным дубом и цветовой росписью. Сюжет рисунка – сцены из городской жизни. Моя находка займет достойное место в школьном музее!».

В других детях проснулся азарт, нешуточный интерес. Многие тоже решили провести  тщательную «инвентаризацию» своих дач, гаражей и подвалов, обыскать чердаки домов и сараи деревенских родственников в поисках предметов старины. В итоге  растет интерес к истории родного края, быта людей прошлого времени.

«Неравнодушие ребят к делу, живое участие в нем - вот что очень важно», - отметила научный руководитель работы Романа Волкова, заместитель директора, учитель русского языка и литературы  Верхнеландеховской СШ  Нина Ивановна Наумова.

Татьяна КОЛОБОВА.

Просмотров: 434