Закон на вашей стороне
Мы живем в условиях рыночной экономики, ориентированной на покупателя. Однако каждый из нас хоть раз в жизни попадал в ситуацию, когда приобретенный товар или предоставленная услуга оказывались некачественными. И далеко не каждый сумел отстоять свои права. Как быть в такой ситуации потребителю? Куда обращаться за помощью в разрешении проблемы?
Сегодня об этом мы беседуем с экономистом управления социально-экономического развития администрации Верхнеландеховского муниципального района Е.С. Благовой.
- Екатерина Сергеевна, давайте начнем наш разговор с определения. Что же все-таки входит в понятие «защита прав потребителей»?
- Под защитой прав потребителей подразумевается комплекс мер, реализуемых государством и общественными движениями, направленных на регулирование отношений, возникающих между потребителем (физическим лицом, приобретающим товар или услугу для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью) и субъектом предпринимательской деятельности - изготовителем, исполнителем, продавцом и включающих в себя: установление конкретных прав потребителей; формы возможных нарушений прав и механизм их защиты; ответственность за нарушение прав потребителей.
- Защита прав потребителей, в первую очередь, осуществляется государственными контролирующими и надзорными исполнительными органами государственной власти (такими как Роспотребнадзор, суд, прокуратура и т.п.). А какую помощь потребителям в реализации их законных прав оказывают органы местного самоуправления?
- В соответствии со ст. 44 Закона о защите прав потребителей в целях защиты прав потребителей на территории муниципального образования органы местного самоуправления вправе:
рассматривать жалобы потребителей, консультировать их по вопросам защиты прав потребителей;
обращаться в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей).
При выявлении по жалобе потребителя товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества, а также опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды органы местного самоуправления должны незамедлительно извещать об этом федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг).
- Как на территории Верхнеландеховского муниципального района осуществляется деятельность по защите прав потребителей? Проще говоря – куда обращаться жителям в случае необходимости разъяснения прав потребителя, за защитой нарушенного права?
- Функции по реализации полномочий органов местного самоуправления в сфере защиты прав потребителей осуществляют управление социально-экономического развития администрации района и администрации сельских поселений. Во всех поселениях распоряжением главы назначены уполномоченные должностные лица. Специалистами осуществляется содействие и информационная поддержка граждан, чьи потребительские права нарушены.
Контрольно-надзорные функции по обеспечению исполнения требований Закона о защите прав потребителей и правил продажи отдельных видов товаров возложены на управление Роспотребнадзора по Ивановской области (г.Иваново, ул.Рабфаковская, д.6., тел. 4932 30-30-13). С жалобами о нарушениях целесообразно обращаться в указанное управление в письменном виде.
- Были ли на территории Верхнеландеховского района в последние два года зарегистрированы факты обращений, жалоб потребителей о нарушении их прав?
- В последние два года поступило незначительное количество обращений граждан, которые в основном касались возврата денежных средств, замены проданного некачественного товара в торговых организациях. Все обращения рассмотрены, оказана консультативная помощь.
Кроме того, в 2015 году управлением социально-экономического развития проведена работа по контролю за выполнением организациями розничной торговли ч.1 ст.9 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей». Сведения о продавцах, нарушавших порядок информирования потребителей о наименовании своей организации, месте ее нахождения и режиме ее работы, направлены в территориальный отдел Роспотребнадзора в г. Шуя. По результатам работы к индивидуальным предпринимателям, не обеспечившим наличие вывески на своем магазине, приняты административные меры ответственности.
В 2016 году зарегистрировано обращение жительницы поселка Верхний Ландех по поводу неудовлетворительного санитарного состояния магазина, что является нарушением установленных санитарно-эпидемиологических правил. Индивидуальному предпринимателю рекомендовано провести ремонтные работы торгового зала продовольственного магазина. В настоящее время ситуация по ремонту магазина находится на контроле.
- Для нашего района в данном вопросе особенно актуальна тема торговли на розничных рынках и ярмарках. Не секрет, что 50% всех покупок мы совершаем на местном рынке, особенно это касается одежды. Случается, что, купив какую-то вещь на рынке и вернувшись домой, мы обнаруживаем, что она не подходит по размеру, фасону или расцветке. Как быть в этом случае?
- На рынке, ярмарке также абсолютно правомерно требовать обмена товара, возврата денег и возмещения убытков. Для этого нужно собрать максимум фактов, доказывающих покупку именно у этого продавца. Вполне законными будут показания свидетелей, подтверждения самого продавца, упаковка с отметкой или печатью фирмы, гарантийное обязательство. Если вы хотите вернуть товар надлежащего качества, то не забывайте об условиях и сроках возврата такого товара.
- Екатерина Сергеевна, я прошу Вас дать подробные советы нашим читателям, как необходимо действовать в таких случаях?
- Чтобы защитить свои потребительские права при оказании услуг в сфере торговли на розничных рынках и ярмарках:
1. Идите к продавцу и попытайтесь сдать ему товар. Если у вас есть товарный или кассовый чек, возврат товара не должен вызвать проблем. Отсутствие этого документа не является поводом в отказе. Добросовестный продавец вернет деньги, если с момента покупки прошло не более 14 дней, даже если товар вам просто не понравился, не говоря о случаях, когда вещь бракованная.
2. Напишите претензию продавцу, где укажите, по какой причине вы хотите вернуть товар, и отметьте, что продавец не пошел вам на встречу в этом вопросе. Обязательно уточните, что в случае нарушения ваших прав вы будете вынуждены обратиться в суд и требовать не только возврата денег, но и возмещения морального ущерба.
3. Сделайте два варианта претензии и отдайте один продавцу. Если работник продолжает настаивать на своем и не принимает претензию, отправьте документ по почте заказным письмом на адрес администрации.
4. Найдите свидетелей своего приобретения, родственников или знакомых. Их присутствие потребуется вам в том случае, если нет чека. Тогда в претензии нужно указать паспортные данные свидетелей.
5. Проведите экспертизу товара, если вы сомневаетесь в его качестве. Такие расходы должен брать на себя продавец, и если брак будет доказан, виновный должен будет возместить ваши траты.
6. Если признание брака экспертом не заставило продавца вернуть деньги, обращайтесь в суд. Напишите заявление, приложите претензию, подписанную продавцом, или уведомление о получении письма, чек либо показания свидетелей и результат экспертизы.
7. Если у вас нет чека и свидетелей покупки, возьмите с собой на рынок упаковку, возможно, на ней остались отметки продавца или записан артикул. Потребуйте документы и сравните данные.
- Спасибо за информацию.
Хотелось бы пожелать жителям района активнее отстаивать свои потребительские права. При нарушениях продавцом установленных законом прав потребителей, для получения необходимой консультативной помощи и содействия обращайтесь в управление социально-экономического развития администрации района по адресу: п. Верхний Ландех, ул. Западная, д.30.
Беседовала Лариса ПАРШИНА.
Просмотров: 621